Русский полуустав
в мире древнерусской книжности.
Онлайн-курс Андрея Санникова
для продолжающих
Шесть онлайн-занятий в прямом эфире.
Осваиваем полуустав в многообразии его видов, вникаем в разные аспекты труда древнерусского книгописца
Русский полуустав
в мире древнерусской книжности.
Онлайн-курс Андрея Санникова
для продолжающих
Шесть онлайн-занятий в прямом эфире.
Осваиваем полуустав в многообразии его видов, вникаем в разные аспекты труда древнерусского книгописца
Для кого?
Для тех, кто уже занимался древнерусской каллиграфией и готов идти вперед. Совершенствовать навыки, ставить руку. Не просто тренировать алфавит, но писать тексты. Работать над композицией, ритмом, скоростью.

Что это даст?
Бесценный в наше время навык спокойной и «умной» работы руками, к тому же «объединяющей поколения» и заставляющей иначе взглянуть на привычные буквы.
Дизайнеры смогут совсем на другом уровне чувствовать композицию листа.
Человек церковный сможет задуматься о написании собственной рукописи (избранных молитв, семейного молитвослова, храмового акафиста).
А еще выпускники этого курса смогут сами проводить мастер-классы, демонстрируя всем желающим, как писали в допетровской Руси.
Да и в кинематографе наши выпускники — всегда желанные гости: подготовить рукописный реквизит, изобразить пишущую руку какого-нибудь летописца — всегда пожалуйста :)
Время: раз в неделю (по вторникам) с 12:00 до 14:00 плюс обсуждение.
Первое занятие: 15 февраля 2022 г. Занятие 8-го марта можем перенести – как договоримся :)
Все занятия навсегда остаются в записи.
У этого курса две основные задачи. Во-первых, с пером в руке разобраться в многообразии видов полуустава.

А во-вторых, пойти гораздо дальше по сравнению с простым прописыванием алфавитов. Много писать. Писать мелко и крупно, писать быстро и медленно, писать небрежно и аккуратно. Научиться видеть не отдельные буквы, а композицию страницы в целом.

И вообще — превратить древнерусские рукописи из красивой картинки на экране в настольный материал для совершенствования каллиграфического мастерства.
Виды полуустава
Это еще не полуустав, это устав. Поздний болгарский, он же тырновский. Нам он нужен для того, чтобы понять, откуда «есть пошел» русский полуустав, прочувствовать логику эволюции.
Тем более, что обычно на нашем древнерусском курсе мы обходим вниманием этого красавца.
Так писали московские видные писцы конца XV – начала XVI вв.: Исаак Бирев (он же Исаак Собака), Никон (писец Евангелия 1507 года), Михаил Медоварцев. Для нас такой полуустав (его называют литургическим) — идеальная школа формы, ритма и вообще техники: именно такой полуустав мы должны писать «с закрытыми глазами».
Это тоже полуустав, но гораздо более «веселенький». Он совсем мелкий, зато украшен лигатурами, скорописными приемами и грецизмами. Таким почерком в начале XVI века мастерски владел опять же Михаил Медоварцев, и именно на его рукописях мы поучимся таким играм.
Да и вообще между полууставом и скорописью нет четкой границы, и пропустить «через руки» это измерение — одна из наших задач.
Некрупный, довольно быстрый и очень четкий: полуустав Лицевого летописного свода для нас повод задуматься о размере пера и скорости письма.
Какой тут был физический размер пера? Мы тоже с таким справимся? А сколько времени у нас уйдет на страницу? А если постараться быстрее — какие элементы начнут деформироваться?
Пока не попробуешь — не узнаешь :)
А это уже скорее экзотика, «грецизированные» почерка. Слева — грецизированный полуустав (он же «попгерасимово» письмо, он же александрийское письмо), а справа — один из почерков Буслаевской пластыри.
Интересная техника! Попробуем?
В послепетровские времена полууставом продолжают писать практически одни старообрядцы: полуустав здесь приобретает новую форму, довольно своеобразную, но безусловно интересную для каллиграфа. А какие тут инициалы! А орнаменты!.. Тут точно есть, чему поучиться.

А кстати, хватит нам писать на учебной разметке! Пора переходить на книги! Как выбрать и разметить бумагу? Как писать в расчете на то, что лист станет частью тетради, а тетрадь — частью переплетенной книги? Будем разбираться.
Как это будет?
Занятия представляют собой закрытые прямые трансляции на YouTube. Все записи остаются в распоряжении учеников навсегда. Домашние задания учеников в отдельном чате проверяет лично Андрей Санников.
Отдельная важная вещь — это наш закрытый чат для участников и Андрея Санникова. Там у нас всегда идет активнейший обмен информацией и разнообразными материалами, туда же Андрей посылает дополнительные задания и там же отвечает на многочисленные вопросы.
Для затравки
Видео, как Андрей Санников пишет алфавит полуустава Евангелия 1507 г.
Что понадобится для занятий?
1. Ширококонечные перья небольших размеров, около миллиметра (Leonardt, Speedball, Brause) плюс наша фирменная плакатная четверка (Leonardt P-4). Птичьи перья, конечно, тоже не помешают.

2. Тушь, чернила или что-нибудь такое, к чему Вы привыкли. Ореховые чернила, жидкая акварель, гуашь, железо-галловые чернила – всё сгодится :)

3. Приличная бумага. Или просто хорошая офисная (IQ, Double A) или «For Sketches» от Лилии-холдинга.

4. Хорошо бы иметь принтер. У нас будут задания на копирование фрагментов, и тут с экрана работать не так удобно.

Если чего-то нет — не страшно. Можно докупить со временем или заменить чем-то аналогичным. У нас же будет закрытый чат — вот там вполне можно обсудить такие вопросы.
О преподавателе
Андрей Владимирович Санников — основатель и соруководитель Школы исторической каллиграфии.

Родился в 1980 г. Окончил филологический факультет МГУ и аспирантуру Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Кандидат филологических наук.
Занимался научной работой, преподавал филологические дисциплины в РГГУ и в Высшей школе экономики.

Через интерес к слову пришел к интересу к букве, начал изучать палеографию, историю письма, и, наконец, посвятил себя каллиграфии. Участник и организатор выставок каллиграфии, с 2009 г. — преподаватель каллиграфии.

Научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова.
Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Спикер Высшей школы брендинга.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия».
Работы учеников
Анна Цымбал
Мария Сосунова
Лариса Чивелева
Лариса Чивелева
Отзывы учеников
Форматы участия
Упрощенный формат участия
– Доступ ко всем материалам курса
– Доступ к архиву вебинаров навсегда
– Участие в групповом чате
4900 руб.
Стандартный формат участия
— Доступ ко всем материалам курса
 — Доступ к архиву вебинаров навсегда
— Участие в групповом часте
— Проверка Андреем Санниковым домашних заданий в отдельном закрытом чате
7900 руб.

Расширенный формат участия
— Доступ ко всем материалам курса
— Доступ к архиву вебинаров навсегда
— Участие в групповом чате
— Проверка домашних заданий в отдельном закрытом чате
— Одно индивидуальное двухчасовое онлайн-занятие с Андреем Санниковым
9900 руб.
Регистрация на курс
Имя и фамилия
Email
Телефон
Формат участия
Промокод (если есть)
Комментарий (не обязательно)
Ссылка на оплату мы пришлем после получения регистрационных данных.
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.