Вязь для иконописцев:
очный курс Андрея Санникова
Семь еженедельных трехчасовых занятий: практика создания иконных надписей. От базовых упражнений до итоговой работы.
Вязь для иконописцев:
очный курс Андрея Санникова
Семь еженедельных трехчасовых занятий: практика создания иконных надписей. От базовых упражнений до итоговой работы.
Для кого?
Для всех, кто занимается иконописью, но не чувствует себя уверенно при работе с иконными надписями. Для тех, кого пугают буквы, написанные в нимбе Спасителя или загадочное МР ѲѴ на Богородичных иконах :)
Для тех, кто иногда тайно жалеет, что на иконе нельзя использовать печатный шрифт, и тех, кто не помнит на память, какой штрих в букве Х должен быть толстый, а какой тонкий :)
А если серьезно — это курс для тех, кто готов с кистью в руках погрузиться в мир славянских букв, понять их логику и пластику и познать ту особенную радость, которую дает неторопливое и уверенное написание шрифтовой композиции на иконе.
Время: раз в неделю (по понедельникам), 14:30–17:30.
Первое занятие 11 апреля 2022 г.; 9 мая пропускаем; последнее занятие 30 мая.
Место: библиотека при храме Иосифа Волоцкого
Занятие 1. Плоское перо и плоская кисть

Для разгона: обзор основных типов древнерусского письма. Церковнославянский алфавит, «экзотические» буквы, диакритика, сокращения.

Плоское перо как основной инструмент славянского письма. Пластика плоского инструмента. Плоское перо и плоская кисть: сходства и различия. Упражнения.

Написание алфавита вязи плоским инструментом (в стилистике московских рукописей и икон XV–начала XVI вв.)

Занятие 2. Круглая кисть

Упражнения на пластику круглой кисти. Имитация пластики плоского инструмента.

Алфавит вязи. Разные размеры букв при работе одним пером. Разная степень отточенности техники при работе одним пером.

Занятие 3. Шрифтовые композиции

Для разгона: пишем алфавит новым инструментом, брашпеном.

Сочетания букв. Пишем частотные в работе иконописца слова (надписи на Богородичных иконах и иконах Спасителя; «святый», «святая» и пр.)

Занятие 4. Иконные надписи

Чтение и анализ исторических образцов.
Место иконной надписи в общей композиции. Работа с калькой и малярным скотчем.

Занятие 5. Надписи на свитках и в книгах

Чтение и анализ исторических образцов.
Массивы текста на изображенных свитках и в книгах.

Занятия 6. Вязь: многообразие стилей
Исторические разновидности вязи.
Ранняя (простая) болгарская. Поздняя (орнаментальная) болгарская. Развитая московская. Штамбовая вязь. Поздняя старообрядческая штамбовая вязь.
Выбор стилистики и тематики для итоговой работы.

Занятие 7. Анализ и правка итоговой работы. Шрифтовая композиция на основе цитаты из Священного писания.

Для затравки
Видео, как Андрей Санников пишет алфавит брашпеном.
Что понадобится для занятий?
1. Перо плакатное 8 мм., перодержатель и тушь.

2. Кисть плоская, синтетика, ≈10 мм.

3. Кисть круглая, синтетика, несколько штук разных малых размеров.

4. Брашпен ZIG или аналогичный (особенно пригодится красный).

5. Бумага. Вещь это нынче недешевая, но мы постараемся обойтись простыми средствами. Подойдет офисная бумага А3, ватман или бумага в рулонах, в том числе и крафт.

6. Калька

7. Малярный скотч.

Если чего-то нет — не страшно. Можно докупить со временем или заменить чем-то аналогичным. Мы сто раз успеем все это обсудить :)
О преподавателе
Андрей Владимирович Санников — основатель и соруководитель Школы исторической каллиграфии.

Родился в 1980 г. Окончил филологический факультет МГУ и аспирантуру Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Кандидат филологических наук.
Занимался научной работой, преподавал филологические дисциплины в РГГУ и в Высшей школе экономики.

Через интерес к слову пришел к интересу к букве, начал изучать палеографию, историю письма, и, наконец, посвятил себя каллиграфии. Участник и организатор выставок каллиграфии, с 2009 г. — преподаватель каллиграфии.

Научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова.
Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Спикер Высшей школы брендинга.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия».
Работы учеников
Анна Цымбал
Мария Сосунова
Лариса Чивелева
Лариса Чивелева
Отзывы учеников
Как записаться на курс?

Организатор курса — Алена Емельянова. Для того, чтобы записатья, напишите ей в WhatsApp.